Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:23 

Этнографический

---
Пропустив один отчет - перехожу сразу к последнему посещению музея - Музей Этнографии.

Интересно, что я не знала о нем. Всегда думала что основной музей этнографии это Кунсткамера
Ошиблась. Рядом с Русским музеем оказалось огромное здание, в которое мы и вошли.

Первое, что мы увидели - огромный зал с мраморными колоннами. Увы - он был закрыт на реконструкцию. Но даже так было видно насколько он красив. Для оформления был использован различный мрамор. В обычные дни это был выставочный зал, пустой же - казался огромным. Колонны, начинаюшиеся не от пола, а с некоторой высоты, придавали торжественность. Картину немного портил потолок. Толи это тогда было так модно делать, то ли уже в современное время - но он был... стеклянный. не куполом - а просто как затянутый стеклянными квадратами потолок. с четко очерченными границами квадратов.
Немного полюбовавшись - оглянулись по сторонам. Двери вели налево и направо. Мы пошли направо и оказались в огромном зале, заполненным небольшими витринами, в которых были выставлены костюмы и некоторые характерные инструменты, оружие или другие вещи, представляющие ту или иную народность. Как теперь это называется непонятно - но вообще-то народы СССР))

Если честно, костюмы разных народностей интересны, но не настолько, чтобы часами там бродить. Поэтому мы довольно быстро прошли по залу, отмечая отдельные особенности и предметы.

Обратила внимания шляпа одна) Северная Кыргизия - сомбреро или "шляпа-аэродором" отдыхают)) Поля просто огромные!

Среди украшений - вышивка. биссер. Это основное. Вышивка очень разная - крестом или гладью, орнаментом или рисунками растений и животных..

Огромный меч в ножнах и кольчуга остановили нас куда на дольше. Долго обсуждали куда крепятся мечи и почему они не мешаются при ходьбе. Среди экспонатов были разные мечи. Но самый большой - двуручный - явно на спине укреплялся - ну не специалисты мы по оружию) признаю. Тем не менее смотрели с интересом.
По лезвию орнамент. на одном из мечей - змея.. на других растительный орнамент или символы..




Много музыкальных инструментов - струнные, трубы, кастаньеты..
названия - тамбур, кыл-кыяк, гиджак, кашик, сурнай , калын и другие...

Красивый самаркандский столик. сразу видно - Азия..

Чайник из кожи. спорили -выдержит ли огонь. потом прочитали - для кумыса!-)

Народность Ханты. Опять идолы - мы их видели в музее религий.
Сети для ловли рыбы. Деревянный короб из тонких веточек с окошком-западней - для ловли угрей.




Пройдя по залу оказались около небольшой комнатки. В ней оказалась очень интересная Галерея предметов из кости, рога и янтаря. И сразу же на входе = два стенда с янтарем. Конечно же в основном украшения.

Янтарь крупный, красивый. особенно поразили пластинки янтаря - срезы чистые, прозрачные теплые - однос слово - янтарные.
Крупные куски янтаря - такие крупные я видела вперые. Необработанные, шершавые. Грубый меттал, которыми скреплены кусочки янтаря, цепочки, колечки - совершенно не мешают восприятию. наорот - кажутся вполне естественными тут.. Глыба янтаря прикрепленная на цепь вызвала спор - это на шею или просто для подвешивания на стену?-) Если на шею - то какая же должна быть шея!

Прошли дальше. Небольший зал. с кучей относительно мелких экспонатов. И тут то мы и зависли.. Зал шаманских принадлежностей, изделия из бивня мамонта и клыков моржа. Резьба..

Для начала рассмотривали посох дервиша. Он был сделан из кости рыбы-пилы. Интересно что на конце - он заканчивался небольшим металлическим ножом. Рядом стояли туфельки.. ну.. это наверное можно назвать туфельками) Подошва плоская. и две подставочки - типо каблуков. и все) привязывалось это к ногам веревочками - так и ходили.. бедные..


Большая красивая столешница - костяные и серебряные вставки. восьмилепестковая костяная розетка, украшенная золотой насечкой и надписью по краю: "От кумык, салатовцев, ауховцев и ногайцев. 1888 г.". Кажется ее дарили Александру III

Уздечка конская - Узбекистан. Вплетены раковины - как я поняла, раковины считались оберегами,
наделялись магической силой, способствующей плодородию и процветанию. Многие народы декорировали ими одежду, головные уборы, обувь, конскую упряжь. Особо ценились украшения из раковин. Крупные, витые, продолговатые морские раковины использовали в качестве ритуальных музыкальных инструментов.

дверь юрты. Казахстан. первый раз видела - было несколько экспозиций - в этом зале висела именно дверь. Сделанная из дерева, украшенная костью, с элементами металла, фольги. Полурастительный орнамент по всей двери

небольшой стенд изделий из кости - чукчи, коряки.
Поразили очки от снежного блеска))) Не все нам в горнолыжных о солнезащитных очках бродить - у них тоже такие есть! Из бивня мамонта)

и снова амулеты. Из клыка моржа - вторая половина ! тыс. до н. э. - эскимосские. Найти фото не смогла. Зато нашла фотографию амелета алеутов - кость, конец 18 века.


Затем перешли к стенду Чукотского промысла - клыки моржа. Рисунки, резьба, фигруки.
интересная сценка охоты на моржей, Корабль парусник из клыка оленя и сани.. Женщина с малышом на руках.

Интересно, что чем старее работа - тем она тоньше выполнена. Стояли ларцы рядом.. 1849 год - отнносительно тонкая резьба. 1925 - очень грубая.

На пластине из кости мамонта - портрет Павла I. Середина 18 века. По краю - опять таки - цветочный орнамент.

Интересная панормама Архангельска - из кости мамонта и дерева в 1820 году вырезали жизнь севера. Охота на медведей и кабанов, выпас оленей, деревья, просто крестьянская и городская жизнь. Не на одной пластине все вырезано - а именно много фигурок составленных на синем бархате в панормаму.

Иконы - кость мамонта, дерево, растительный и цветочный орнамент по краю.

Более современные изделия - портреты Ворошилова, Кирова, Горького.


В основе фактически всех изделий - охота и растительные орнаменты, что в общем то понятно. но... сразу вспомнился московский муезй Востока... не сравнить. Сферы, которые мы видели там - настолько изящнее выполнены, что даже сравнивать как то стыдно. Как поделки мастера и ребенка.

много фотографий этоого конкретно зала тут:
http://www.ethnomuseum.ru/section660/1403/1416/2600.htm
мне лично очень понравился доспех чукотский, муз. инструменты,

перед уходом разговорились со смотрительницей.. Собcтвенно я задала вопрос. Почему в центре зала стоит стенд с экспонатами - циферки есть, а разъяснений нету.

а экспонаты стоили того чтобы их объяснить... Шаманские принадлежности.. черепа толи оленей толи козлов горных, ожерелья из позвонков - опять же - быка? оленя? различные рога, ритуальные .. обрубок, очень похожий на окаменевшие дерево и оказавшийся куском бивня мамонта..

Смотрительница долго возмущалась устроителями выставки и учила нас ломится везде внаглую - ибо только так у нас можно что то увидеть.

Затем мы поднялись на второй этаж. Пройдя мимо рисунков, которые иллюстрировали быт и наряды разных народностей.

И попали в раздел Закавказье. Первое что бросилось в глаза - экспозиция - сцены из жизни. За стеклом - люди-манекены. Сапожник или торговец фруктами, рабочее место - сапоги, кожа, инструменты.. Жилая комната -
с очагом, деревянным корытом, колыбелькой, другие предметы - обычная обстановка того времени.

Небольшие экспозиции, посвященные труду - Хлеб, виноградорство, и другое.
В основном - дерево. Деревянные корыта, бадья для хлеба - почти с человека (для замешивания?),
черпаки, вилы, висели некие ершики - щетки для чистки кувшинов))
бурдюки для вина из кожи. Кожанные стаканчики!!!! сложил и дальше пошел.

Новогоднее дерево!!-))) Палка орешника, в середине снята кора - получаются завитушки)
Венок-амулет - очень похож на терновый венец с шипами..

а в центре комнаты огромная АРБА! мы не сговариваясь с Иноим подумали об одном и том же - Песня Никитиных - "любовался своею арбою" ) деревянна повозка с огромными деревянными колесами.

Грузинские семьи - в парадных нарядах, на стенках мечи, рога, щиты, музыкальные инструменты тут же стоят.

И опять ремесла - деревянный подойник и другая деревянная утварь, рогатка для свиней, веялка для зерна, намордник для быка - из виноградной лозы. большое ярмо к сохе - тут же фотография, как именно ярмо соединает двух волов (быков).
Большая корзина для винных кувшинов - ветка, у которой ответвления образуют корзину - остается только опутать веревками.

и боевые кольца.. оружие. Интересно что называется кольцом, но больше похоже на кастет.
вверх лучами идут отростки, с нижней стороны - закругление.

Щиты, кольчуги.. интересно - для чего патронтаж.. для пороха? но на джигите только сабля.. а кармашки со вставленными футлярами есть.
Лыжи для снега - короткие и полукруглые. по моему или из крупной лозы или тонкой ветки.

Не поняли про западню для волка.
Представьте себе длииииинннннный предлинный шест, который заканчивается раздвоенной острой рогаткой.
а снизу прикреплен кол. то есть фактически два куска дерева скреплены между собой и повешены на стену. сверху и снизу - острые части. НО! непонятно как использовали и почему западня.

на ум пришли ямы.. и колья. но это только в том случае - если скрепление двух частей только ради выставки.

Много кувшинов. У одного заспорили - по кругу много мелких кувшинчиков-наперстков. как из него пить? или наливать? не очень понятно.
Один кушвин интересный был очень.. Лица по кругу.. глаза, щеки - общие со следующим лицом - и так по кругу одно лицо за другим.

В зале армяней все беднее.. женские украшения - биссер. ОГромные плетеные корзины для спины, коврики - станок для плетения ковров.. Много амулетов для лошадей и коров - из пуговиц и раковин.

Колокольчик интересный - три в одном. Но совершенно не звучит - я попробовала. неинтересный колокольчик.

Ощущение от экспозиции - армянее более мирная и более бедная нация, чем грузины.

Вотивные предметы - в виде ноги (пятка похожа на 6 палец). Благодаря походу в музей религии я уже знала что такое вотина. много амулетов из зерен и металла..

понравился амулет от засухи. нарисовать бы его.. солнышко с загнутыми краями. Делается, приносится в церковь и там и оставляется. Как кстати и вотины.

Вышивка тут - гладью. Красивая, яркая, цветочная и разноцветная (многоцветная).
Много народных инструментов - или духовые или щипковые. Ну это понятно..

URL
Комментарии
2005-12-05 в 17:04 

---
Собственно дальше мы пошли в нижний зал - Русские. но! мы так устали что прошлись бегом. и впечатлений уже был перебор...

из запомнившегося - сани роскошные деревянные, бадьи для меда - огромные (а внутри лежит щетка от пыли))))
Светец - слегка вырезан и ярко и ляповато раскрашен.
представлено красильное производство..
отдельный отдел наличников и украшений домов - Сказочные мотивы, персонажы, орнаменты - растительные.

Отдел - флюгера. металл дерево.

Зал праздников. ряженные, масленица, ивана купала., проводы русалки..

нет. надо еще разок туда. это было просто обзорной экскурсией, а все таки эти залы заслуживают большего

и кстати.. мы там заспорили по поводу гребня... мол толи из пластмассы толи из чего то еще..

из рога он. имитация под черепаховые гребни)

URL
2005-12-05 в 18:49 

Всё начинается с любви к себе! Пишу о том, как найти себя, своё призвание, повысить самооценку, полюбить себя.
как всегда )))
если интересно, то об одном зале и будет больше всего ))))

2005-12-05 в 22:58 

Ignoscito saepe alteri, nunquam tibi
И почему я уже не в Питере?
Имрюк! (

Про западню - видимо, речь о том, что волк в рогатине дергаться не может.
ПатронтаШ через "ш" пишется.
А двуручные мечи почти все за спиной таскались.

2005-12-06 в 01:47 

Не обвиняйте меня во всех смертных грехах - к некоторым я не имею отношения.
мечи, ножи... а вот гребень!

2008-03-26 в 19:26 

Уау!!! Просто нет слов...
Нам по этнографи рассказвали об этнографических музеях, но не настолько подробно, и красочно!!! Вот это красотень! ПО такому отчёту можно и к семинару готовится, и экзамен по этнологии сдать.
Профессор!!! Ну вы действительно профессор!!! Так всё здорово! Спасибо...
Рада, что теперь инфу доставать не надо
Не, нет бы сюда заглянуть пораньше, когда сдавали археологию, как раз тема подходит и для этнологии и для археологии...

   

olyush

главная